В России через несколько часов начинается основной период Единого госэкзамена. 27 мая выпускники сдают, по выбору, литературу или географию. Следующее испытание в понедельник – русский язык. Вот по этому предмету правила ЕГЭ могут усложнить уже в следующем году. Идея прозвучала сегодня на съезде Общества русской словесности.
Говоря о причинах, Владимир Путин предложил вспомнить о роли языка и литературы в сохранении единства народа.
Как умеют, так и пишут. «Великий и могучий» в устах школьников порой не сразу узнаешь. Орфография и пунктуация без редактуры: они обсуждают в соцсети начало летних «кОникул». У кого-то они уже «СОВЧЕРА», написано слитно. К разговору присоединяются все новые пользователи, грубейшие ошибки остаются незамеченными.
Безграмотный русский, и как итог — слабые, если не провальные, как это было два года назад, результаты ЕГЭ. Рособрнадзору тогда пришлось планку для удовлетворительной оценки снижать. О том, как исправить ситуацию и о значении русского языка в целом говорили сегодня на заседании Общества русской словесности. Оно было создано по инициативе президента.
«Россия не раз переживала коренные переломы традиционных культурных устоев, и всегда черпала силы возвращения к своим духовным и историческим ценностям. Русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Они необходимы, чтобы мы понимали друг друга не только на уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей. Это связь с историей и культурой своего народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию. И мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным», — сказал глава государства.
Грамотным, как известно, без книг не стать. А читать большинство наших школьников не любит. В этом году в качестве экзамена по выбору литературу решили сдавать чуть больше 50 тысяч девятиклассников. Это 4%, капля в море. Чаще выбирали физику, биологию, информатику.
«Без преподавателя русского языка и литературы ничего не может быть в школе, и язык, на котором обучают ребенка по любому предмету — физике, математике, химии, какой хотите, — русский, поэтому вот где главная персона — в школе. И если это будет понято всеми — и директорами, и родителями, то, наверное, мы скорее добьемся того, о чем мечтаем: чтобы дети были грамотные и, главное, чтобы они умели говорить, чтобы устная форма общения была прекрасная», — отметила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
О роли педагога отдельный разговор. Учитель всегда должен быть в поиске новых форм подачи материала. Вот, например, урок литературы в одной из красноярских школ, который больше похож на вечер при свечах. Изучение с погружением в атмосферу булгаковского романа, почти мистическую. Детали, без которых блестяще экзамен не сдать, запоминаются играючи в прямом смысле. В такой форме уроки литературы в красноярской школе проходят часто. Дети учатся с огромным удовольствием.
«Надо проводить всевозможные игры, конкурсы, связанные с развитием речи, литературы, и русский язык должен присутствовать в этих играх. По определенному произведению, допустим, «Война и мир». И это будет подталкивать людей к изучению предмета», — считает школьник Леонид Савченко.
Лучший опыт преподавания нужно перенимать. Мы живем в век информационных технологий, и пусть технологии помогают учиться, но главным все равно должен оставаться педагог. Об этом сегодня говорил патриарх — он возглавил Общество русской словесности.
«Помню, как в 50-е и 60-е годы беспокоились о том, что экранизация литературных произведений приведет к тому, что подростки перестанут читать — так же, как сейчас говорят, что компьютеры и адаптированные книги вовсе отучат молодежь от чтения классики. Безусловно, это может случиться, если учитель не привьет вкуса к литературе и к чтению. Вот почему в наше компьютеризированное время особенно важна роль наставника, человека, передающего знания от сердца к сердцу, от разума к разуму», — сказал патриарх Кирилл.
Как отметил патриарх, в последнее время в разговорной речи у нас все больше заимствований. Настолько, что они вытесняют не только русские, но и, казалось бы, уже привычные иностранные слова.
«Тренд» — иностранное слово, «тенденция» — тоже иностранное, но хоть латинское. Почему латинское слово «тенденция» заменили английским словом «тренд»? Объясните мне, образованные люди. И щелкают этими словами: «тренд», «тренд». Это что, показатель образованности, что ли? Для меня это очень плохой признак», — сказал патриарх.
Общество русской словесности в какой-то степени станет воссозданием Общества любителей российской словесности, которое существовало в XIX – начале XX века при Московском университете, и где были прочитаны первые стихи Пушкина, Тютчева; его участниками были Тургенев, Достоевский, Бунин. Одного из русских классиков процитировал в своем выступлении и президент.
«Здесь уместно вспомнить мастера слова Александра Ивановича Куприна. Он называл русский язык «историей народа» и «путем цивилизации и культуры», считал его изучение и сбережение не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. И это очень глубокое, справедливое утверждение. Вновь повторю: сбережение русского языка, литературы и нашей культуры — это вопросы национальной безопасности, сохранение своей идентичности в глобальном мире»,- сказал Владимир Путин.
Ученые, писатели, школьные учителя, вузовские преподаватели вместе сегодня много говорили и о методах оценки знаний и сошлись во мнении, что одного ЕГЭ недостаточно.
«ЕГЭ натаскивает на ответ на вопросы, причем выпускник часто даже не очень понимает и не знает текста. Он легко оперирует высокими словами без знания и понимания текста. Это трагедия. Поэтому я думаю, что надо возвращаться к сочинению, надо возвращаться к устному ответу по литературе», — считает заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы НГУ им. Ярослава Мудрого Наталья Иванова.
Сочинение в школы сейчас возвращено только в качестве зачета. Но, как было предложено сегодня, за него уже со следующего года будут ставить оценки. И это может положительно повлиять на качество знаний. Если баллы за сочинение станут приплюсовывать к общему результату, готовиться к его написанию школьники, скорее всего, будут основательнее.