Об этой и других мерах, необходимых, чтобы вернуть интерес к культуре, говорили сегодня на форуме «Возвращение русской классики»
Честно говоря, я ожидал, что будет много яростных выступлений в духе: не хотят знать свою культуру – заставим. И они сорвут бурные аплодисменты. Тем более, что для затравки один из организаторов форума ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, секретарь Общества русской словесности, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) показал несколько печальных видеороликов. В них молодые, красивые, улыбчивые ребята не то, что не могли продолжить знаменитые фразы из произведений школьной программы, но и, находясь на Театральной площади, показать, где находится Большой театр, а на Пушкинской площади – памятник Пушкину.
Нет, были непримиримые предложения вроде «собрать тех учителей, которые преподавали 30 лет назад. Они помнят старую традицию, в том числе гимназическую». Мол, они расскажут, что нужно делать. Но как-то не они задавали тон. Ситуация в общем-то понятная и грустная – база, культурные основы не заложены не только у нынешнего юного поколения, но и у их родителей. Задай те же самые вопросы родителям ребят, которые снялись в ролике и, скорее всего, результат будет похожим.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский даже вступился за ребят, заметив, что в 80-х годах прошлого века, когда он работал преподавателем истории, тоже большинство ребят не ответили бы на самые элементарные вопросы по школьному курсу:
— Зато эти ребята знают много из того, чего не знаем мы. Скажем, про те же фьючерсы. Мы же хотим, чтобы они строили новую экономику. И им для этого нужны новые знания. Но мы хотим, чтобы они и русскую классику знали!
И в этом нет противоречия. Новые навыки не должны перечеркивать ценности знаний классических, или, как сейчас уже принято говорить, канона. Но как все совместить? Вот об этом и был спокойный, разумный разговор.
— Я вижу две проблемы, которые есть в обществе. Первая – глобализация. Вторая – вестернизация, — рассуждал министр культуры Владимир Мединский. — Может ребята и знают два произведения Пушкина, но героев комиксов они знают лучше, чем все собравшиеся в этом зале. С ними не живут герои книг, с ними живут герои комиксов. Время другое. Как заместить героев комиксов нашими героями?
И добавил на полтона тише:
— Я не знаю.
— Думаю, вопрос системный, – размышлял председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. — Потеряны 20 лет. Сейчас идет разговор о возвращении русской классики (на слове «возвращение» Никита Сергеевич сделал интонационный акцент). А где мы ее потеряли? Могут ли сегодня дети увидеть такую экранизацию или театральную постановку, чтобы они поняли классическую литературу так, как она была написана Толстым, Достоевским? У нас время подмены, время ряженых. Ряженые казаки с вермишелью в бороде есть, а внутреннего, того, что делает казаков прекрасными, нет. Идет откачивание эрзаца. Сила и мудрость – есть русская культура, это и есть Россия.
Об этом же говорила и учитель с 25-летним стажем Юлия Марчук (столичная школа 1741):
— Возникло противоречие между ценностям, которые дает литература, и прагматичной жизнью, которая нас окружает.
Где мне сегодня увидеть чеховских интеллигентов? Они же слабаки! Современные фильмы, передачи, контекст массовой культуры по объемам превосходит в десятки раз то, что мы говорим на уроке литературы.
Как мантру повторяют: дети не читают. А я прихожу на урок и вижу — они читают. Трудно? Да. Не все? Да! Но все и никогда и не читали. Другое дело, что школа осталась единственной территорией, которая поддерживает интерес к чтению.
И лишь один человек кратко и четко сформулировал, что нужно в ближайшее время делать (по крайней мере на подведомственной ей территории) – это министр образования и науки Ольга Васильева:
— Первое — учитель. Мы забыли про главного человека – предметника. Нужна подготовка и переподготовка учителя.
Второе. Новые учебники должны пройти апробацию. Есть книжки, которые интеллектуально значительно занижены, они слабы для ребенка. Есть напротив, слишком сложные. Да, у нас есть экспертизы учебников. Но прежде чем давать учебники ребятам, нужно еще провести их апробацию в лучших школах, чтобы сами дети и учителя решили, насколько они удобные и современны.
И третье — возвращение к проверочным работам по всем предметам. Через 2,5 года сочинение в школе вернется к той классической форме, как это было раньше.
Не натаскивание на нужные экзамены ЕГЭ, а знание всего школьного курса – с 1 по 11 класс. Нужно научить детей трудится. А учеба – это труд.
Возвращение к русской классике. Это возможно, когда в каждой школе будет либо театр, либо литературный кружок. Как было раньше. А еще в каждой школе должны быть шахматный кружок, музыкальный, технический, спортивный. И они должны быть бесплатны.
— Мы видим по тем ребятам, которые поступают к нам в семинарию. У них уровень выше среднего, а все равно их приходится доучивать по литературе, по истории, — рассказал мне после форума епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). – Система гуманитарного образования у нас провалилась. Нет и современных экранизаций, кому-то они помогали, мало театральных постановок по классическим произведениям.
— Но главная-то проблема – приохотить детей к чтению…
— Никаких прямолинейных, лобовых решений не будет. Сейчас вернуть театр у микрофона образца 1949 года невозможно — его слушать не будут. Нужны какие-то иные формы. И мы будем их предлагать, занимаясь этим вместе – Общество русской словесности, министерства, культурная общественность. Это и будет нашей задачей – вернуть вкус и к русской классике, и к нашей отечественной культуре. Передать следующему поколению то драгоценное наследие, которое наши предки нам передать сумели.
Уже через месяц должна быть обнародована конкретная программа возрождения интереса к русской классике.
Александр Милкус