Всероссийский съезд учителей русской словесности

7 – 9 ноября 2018 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, организованный по инициативе ректора Московского университета академика В.А. Садовничего при поддержке Общества русской словесности.

Съезд, объединивший более 800 делегатов из 73 субъектов РФ, Беларуси, Казахстана, Румынии и Китая, стал представительной дискуссионной площадкой для профессионального обсуждения состояния и перспектив развития школьного филологического образования, стратегий формирования широкого культурно-исторического кругозора подрастающего поколения, проблем подготовки педагогических кадров.

Пленарное заседание Съезда открыл ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий. Ректор Московского университета напомнил собравшимся, что Съезд призван продолжить традиции Всероссийских съездов учителей русского языка и литературы (1916, 1921, 2012), способствовавших объединению учительского сообщества и представителей академической науки, служивших утверждению высокого общественного статуса учителя русской словесности. Доклад В.А. Садовничего был посвящен роли Московского университета в формировании и развитии отечественной филологической традиции в прошлом и настоящем, ‒ роли, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, вспоминая о вкладе в науку и культуру его создателя М.В. Ломоносова, вышедших из стен университета всемирно известных ученых, писателей и поэтов. Отметив особую важность междисциплинарных исследований в развитии филологической науки, В.А. Садовничий обратился к достижениям первого в нашей стране семинара по математической лингвистике «Некоторые применения математических методов в языкознании», возникшего под руководством П.С. Кузнецова и А.Н. Колмогорова и до сих пор продолжающего свою работу на кафедре теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета, вкладу А.Ф. Лосева в разработку философских проблем языкознания и античной литературы, идеям И.Р. Пригожина, позволяющим представить сложные физические явления в гуманитарном измерении.

Председатель общества русской словесности Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем приветственном слове, обращенном к участникам Съезда, подчеркнул, что от результатов трудов учителей русской словесности во многом зависит будущее страны, поскольку именно язык играет первостепенную роль в сохранении духовных ценностей и традиций и передаче их от поколения к поколению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил учредить ежегодную премию Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание нации и сохранение культурного наследия.

Приветствие Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко зачитал заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре И.Н. Морозов.

Приветственное слово от Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой зачитала заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

В адрес делегатов Съезда прозвучали приветствия победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2012», директора Школы № 1520 имени Капцовых г. Москвы В.В. Кириченко, а также президента Ассоциации иностранных выпускников вузов, живущих в России, чрезвычайного и полномочного посла Республики Бенин, доцента геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Габриэля Анисет Кочофа.

Вторая часть пленарного заседания открылась обращением к делегатам Съезда декана филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора филологических наук, профессора М.Л. Ремнёвой, в котором была затронута наиболее острая проблема преподавания русской словесности в школе и вузе, связанная с решением вопросов преемственности ступеней общего и высшего образования в подготовке учителя, дальнейшего совершенствования системы ЕГЭ по русскому языку и литературе и формата школьного сочинения.

С докладами на пленарном заседании выступили доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета В.Ф. Чертов, рассмотревший миссию российского учителя словесности и проблемы его профессиональной подготовки в социокультурном контексте; доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.И. Богданов, поделившийся своими тревогами и надеждами в отношении преподавания русского языка в современной школе; заслуженный учитель Российской Федерации, ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левицкая, представившая модель поликультурной школы с двумя языками обучения в реалиях новой редакции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», доктор психологических наук, профессор РАО, заместитель президента Российской академии образования В.С. Басюк, предложивший механизмы обновления содержания школьного филологического образования.

Программа работы Съезда включала работу 5 круглых столов и 7 секций, на которых было заслушан и обсужден 141 доклад по широкому кругу проблем, связанных с сохранением и развитием отечественных традиций педагогического образования, определением роли классических университетов в подготовке учителей словесности, совершенствованием школьных учебников и форм аттестации по русскому языку и литературе, организацией электронного обучения, психолого-педагогическими аспектами работы с одаренными детьми, преподаванием русского языка и литературы в поликультурной среде, статусом предметной области «русский язык и литература» в междисциплинарном пространстве современной школы.

К обсуждению были также предложены актуальные для филологической общественности вопросы формирования читательской культуры и нравственно-патриотического воспитания современных школьников, профессионального портрета современного учителя, значимости сообществ учителей словесности для профессиональной деятельности педагога-словесника, роли и места музеев и библиотек в школьной образовательной среде.

На торжественной церемонии закрытия Съезда руководители круглых столов и секций представили выработанные на заседаниях предложения.

Участники в своих выступлениях на церемонии закрытия Съезда отметили высокий уровень работы, проведенной Организационным комитетом по подготовке и проведению Всероссийского съезда учителей русской словесности.

Третий день работы Съезда был организован в форме выездных мероприятий. Участникам была предоставлена возможность посетить мемориальные экспозиции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. ДаляДом И.С. Остроухова в Трубниках, Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Музей-квартиру А.Н. Толстого, Музей Серебряного века; познакомиться с Домом Н.В. Гоголя и его уникальной экспозицией.

Большой интерес участников Съезда вызвали мероприятия, проведенные на базе московских школ и Московского центра качества образования.

В Московском центре качества образования ведущие учителя образовательных организаций г. Москвы, продемонстрировали возможности Московской электронной школы, рассказали, как учитель может эффективно использовать качественный контент МЭШ, чтобы провести урок русского языка и литературы, внеклассное занятие, классный час, познакомили с собственными сценариями уроков по русскому языку и литературе.

В ГБОУ города Москвы «Школа № 1520 имени Капцовых» участники Съезда имели возможность познакомиться с Московской системой образования.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

участников Всероссийского съезда учителей русской словесности (Москва, Россия, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 7-9 ноября 2018 года)

 

На торжественной церемонии закрытия Съезда руководители круглых столов и секций представили выработанные на заседаниях предложения.

Участники Всероссийского съезда учителей русской словесности, проходившего 7−9 ноября 2018 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, отметили необходимость

  • сохранения и изучения отечественных педагогических традиций;
  • привлечения к школьному преподаванию выпускников классических университетов;
  • включения разработанного ФУМО по УГСН «Языкознание и литературоведение» педагогического модуля в образовательные программы по направлению подготовки «Филология»;
  • усиления внимания к проблемам современной сельской школы;
  • создания координационного совета по реализации моделей поликультурной и национальной школы в субъектах РФ;
  • подготовки педагогических кадров по родным языкам;
  • учета опыта школ, использующих инновационные методы работы по формированию интереса современного школьника к книге и чтению (проекты по созданию книг учащимися и учителями, «сценическое» чтение, постановка спектаклей по изучаемым произведениям и т.п.);
  • популяризации литературного чтения и учительского труда на центральных телевизионных каналах;
  • упорядочения форм итоговой аттестации (в форме сочинения, а не ЕГЭ);
  • совершенствования форм общественной общегражданской экспертизы школьных учебников и интерент-ресурсов по русскому языку и литературе;
  • возрождения экспертного совета по оценке качества электронных ресурсов по русскому языку и литературе и рекомендации их к использованию, в том числе материалов, размещаемых в МЭШ и РЭШ;
  • создания сетевой площадки (виртуального методического центра) для объединения на единой платформе информации об успешных разработках в области электронного обучения русскому языку и литературе и обмена словесников инновационным педагогическим опытом;
  • разработки комплексных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей и вузовских филологов в области преподавания русского языка в полиэтнической среде;
  • введения в учебные планы вузов интегрированного обучения языку и учебному предмету в виде «языковых модулей»;
  • корреляции школьных и вузовских образовательных стандартов с обязательным предварительным анализом их терминологии, методологической базы, требований к владению русским языком, подходов к изучению художественных текстов;
  • дальнейших исследований, направленных на поиск новых форм и методов работы с одаренными дошкольниками и школьниками;
  • распространения современных методов работы с детьми, обладающих коррекционным, развивающим потенциалом: педагогических (проектная и совместная исследовательская деятельность, авторские мастерские) и исследовательских (биологической обратной связи, айтрекинга, виртуальной реальности);
  • поддержки и развития системы работы с мотивированными и одаренными детьми, творческих и проектных конкурсов и конференций, а также предметных олимпиад по русскому языку и литературе.
  • «живого общения» учителей словесности в рамках летних школ и курсов повышения квалификации;
  • расширения взаимодействия школьных и вузовских коллективов филологов с профессиональными объединениями словесников в области преподавания русского языка как родного и неродного;
  • поддержки профессиональных методических журналов «Русский язык в школе» и «Литература в школе» как эффективных источников научно-методической информации, создающих условия для профессиональной самореализации учителя-словесника, апробации результатов его педагогической деятельности, профессионального творчества;
  • повышения роли библиотек в изучении русской словесности;
  • развития социальных партнерских отношений между школой и музеем, школой и библиотеками как важного средства создания нового социокультурного пространства.

Было принято решение, поручить рабочей группе организационного комитета Съезда совместно с руководством Общества русской словесности проработать дорожную карту мероприятий с целью реализации инициативы Святейшего Патриарха Московской и всея Руси Кирилла по учреждению ежегодной премии Общества русской словесности для учителей русского языка и литературы за особый вклад в воспитание подрастающего поколения и сохранение культурного наследия.

съезд учителей русской словесности 12
съезд учителей русской словесности 6
съезд учителей русской словесности 1
съезд учителей русской словесности 3
съезд учителей русской словесности 14
съезд учителей русской словесности 16
съезд учителей русской словесности 17
съезд учителей русской словесности 18
съезд учителей русской словесности 19
съезд учителей русской словесности 15
съезд учителей русской словесности 20
съезд учителей русской словесности 2
съезд учителей русской словесности 4
съезд учителей русской словесности 5
съезд учителей русской словесности 13
съезд учителей русской словесности 7
съезд учителей русской словесности 8
съезд учителей русской словесности 9
съезд учителей русской словесности 10
съезд учителей русской словесности 11