Людмила Алексеевна Вербицкая: «Да, были люди в наше время…»

Бедность языка означает скудность мысли.

 Людмила Алексеевна Вербицкая.

24 ноября 2019 года не стало одного из самых титулованных учёных России, первой и единственной женщины-ректора Санкт-Петербургского государственного университета, Президента Российской академии образования, Российского общества и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Вербицкой Людмилы Алексеевны.

Всю свою жизнь Вербицкая следовала последним словам своего отца, сказанным ей в ночь его ареста, – просьбе не переставать учиться.

«Людмила Алексеевна однажды сказала, что «человек мыслит так же, как он говорит, а бедность языка означает скудность мысли». За сохранение богатства и красоты русского языка она боролась на протяжении всей своей долгой, интересной жизни», — такими словами прокомментировал печальную новость Дмитрий Анатольевич Медведев.

Людмила Алексеевна Бубнова родилась 17 июня 1936 года и, будучи первой девочкой в семье, она была обожаемым всеми ребёнком, воспитываемым в пропитанной любовью и теплотой атмосфере. Мама – Анна Степановна – была домохозяйкой, проводя всё своё время с дочерью. Бабушка по линии отца писала стихи, несмотря на всего четыре класса образования. Позже Людмила Алексеевна вспоминала, что именно это привило ей страсть к русскому языку.

Беззаботным детство было до 1941 года, когда началась война. Большую часть Блокады, маленькая Люда провела в Ленинграде. Поначалу они с мамой были вывезены в город Ялуторовск, расположенный в Сибири, однако спешно возвратились в Ленинград из-за болезни отца. Он быстро поправился, но зимнюю столицу семья старалась более не покидать.

Немногим позже, в 1943 году, они всё-таки перебрались в Колтуши – небольшой научный посёлок под Ленинградом, созданный академиком И.П. Павловым. Здесь появилась на свет младшая сестра Людмилы – Наталья, а сама она идёт в первый класс, в школе знакомится со своим будущим мужем Всеволодом.

С самых ранних лет её нельзя было назвать пугливой. Видя падение снарядов, она буквально незамедлительно бежала к ним, тщательно осматривала и изучала их, даже научилась разминировать невзорвавшиеся фугасы. Таким образом ей удалось собрать своего рода коллекцию. Увы, она была уничтожена при последующих обысках в квартире Бубновых.

По завершению войны отец Людмилы – Алексей Александрович – продолжал работать секретарём Ленинградского горисполкома и стал депутатом Верховного Совета РСФСР.

Казалось бы, ничто не предвещало беды, однако ночью 31 августа 1949 года в их квартиру вломились вооружённые люди и произвели его арест в рамках “Ленинградского дела”. Исключением не стала ни супруга Бубнова, ни его старшая дочь. Впоследствии аресту подверглись вообще все родственники Алексея Александровича, а сам он был признан “врагом народа”.

Глядя на столь сильную и эрудированную фигуру как Людмила Алексеевна, нетрудно принять факт заключения под стражу молодой девочки, отлучив её от собственных родителей и сослав во Львов. Тем не менее, несмотря на заключение, никто не препятствовал ей развиваться. Более того, юной Людмиле даже было доверено преподавание младшим классам.

По воле генсека дочери “врага народа” было суждено провести несколько лет среди пусть и малолетних, но преступников, убийц, воров, проституток и мошенниц. Несгибаемый дух и сила воли не дали ей сломаться, это жизненное испытание она прошла с выдающимся успехом.

Тринадцатилетней Людмиле неоднократно предлагалось отречься от отца и вернуться к спокойной жизни, на что она всегда отвечала категорическим отказом в силу убеждённости в его полной невиновности и неподдельном патриотизме.

В колонии ей удалось получить расположение и заручиться поддержкой не только таких же заключенных, как она, с которыми каждый вечер она делилась историями и рассказами из прочитанных ею ранее книг, но и персонала данного учреждения. Особую роль в становлении Вербицкой сыграла заместитель начальника Виктория Николаевна, которая договорилась о посещении местной школы, где Людмила окончила десять классов, а позже поспособствовала её поступлению в Львовский университет. Стать доктором ей не позволяло клеймо, нависшее над семьёй, поэтому поступить ей удалось на западное отделение филологического факультета – на русское отделение. В тот момент она осознала, что это на всю жизнь.

После реабилитации отца в 1954 году Людмиле представилась возможность вернуться в Ленинград, и она продолжила обучение в Ленинградском университете имени Жданова. На кафедре фонетики она обрела по-настоящему родного человека в лице наставника Маргариты Ивановны Матусевич, раскрывшей ей все прелести и чудеса фонетики, научившей давать характеристику различных звуков на слух. Под чутким руководством Матусевич Людмила сначала писала курсовые работы, а потом и диплом.

Позже Людмила Алексеевна неоднократно повторяла, что всю жизнь её сопровождали великие и прекрасные люди – те, без участия которых она бы не осуществила и малой части достигнутого.

Одним из таких был советский и российский лингвист, специалист в области фонетики и фонологии, доктор филологических наук Лев Рафаилович Зиндер. Долгое время именно он был хранителем традиций Ленинградской фонологической школы.

“Мы часто работали вместе, писали труды, и всегда в их уютном доме меня ждал горячий свежезаваренный чай, ароматное домашнее варенье и … совершенно особый дух семьи. Это Учитель, который вырастил, воспитал меня”, – вспоминала его Вербицкая.

В 1958 году она с отличием окончила филологический факультет ЛГУ по специальности «русский язык и литература», осталась работать лаборантом, а позже поступила в аспирантуру. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами».

Одновременно с этим она вышла замуж. Её избранником и любовью всей жизни был сын также репрессированного по «Ленинградскому делу» Александра Дмитриевича Вербицкого – Всеволод. Он, аналогично как Людмила, не отрёкся от своего отца, за что был на восемь лет сослан строить Камскую ГЭС. Несмотря на всё это, Всеволод был силён духом и не утратил тягу к знаниям. После освобождения он закончил вуз, защитил кандидатскую по физике и продолжительное время был заведующим кафедрой физики в ЛЭТИ. Под его руководством были созданы приборы бесконтактного измерения температуры различных объектов.

В браке, длившемся 42 года, у них родились две дочери – Елена и Виктория.

В 1977 году Людмила Алексеевна защищает докторскую диссертацию по теме «Современное русское литературное произношение (Экспериментально-фонетическое исследование)» и через два года, в 1979, избирается профессором кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета.

В 1985 году Вербицкая возглавила кафедру общего языкознания, параллельно становясь первым проректором. А в 1993 году Людмила Алексеевна возглавила любимое всем сердцем учебное заведение.

В 1994 году она стала инициатором первых демократических выборов в Ленинградском университете, вскоре ставшим Петербургским. Выборы, что очевидно, она выиграла, став первой женщиной на посту ректора. Позже дважды была переизбрана, при ней в университете были открыты медицинский факультет и факультет международных отношений.

Всю свою жизнь Людмила Алексеевна была наиболее ярким представителем ленинградской фонологической школы. Под её авторством было издано порядка трёх сотен научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка.

Она уделяла огромное внимание вопросам культуры речи, в особенности со стороны чиновников и иных представителей власти. Активно посещая и наблюдая общественно-важные мероприятия, государственные праздники и контролируя выступления первых лиц государства, Людмила Алексеевна конспектировала каждую допущенную ошибку и не упускала затем возможности обратиться к спикеру с комментарием.

«Бывая на слушаниях в Госдуме, в Совете Федерации, я обращала внимание, что депутаты пользуются ими. Но далеко не все. И в этом может убедиться любой, кто их слушает. Много лет я добиваюсь, чтобы кандидаты в депутаты Госдумы сдавали экзамены по культуре русской речи. Потому что образованному человеку необходимо владеть речью, уметь формулировать мысль, грамотно писать. Когда слушаешь, как говорят иные думцы, вздрагиваешь!», – рассказывала она.

Под её руководством, помимо всего прочего, была издана серия карманных словарей для чиновников «Давайте говорить правильно!». При поддержке Валентины Ивановны Матвиенко, по всему Петербургу были размещены известные по сей день социальные плакаты «Давайте говорить как Петербуржцы».

Горбачёв, Черномырдин и даже Путин – ничто и никто не препятствовали Вербицкой в отстаивании русского языка. Таким образом она стала полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Помимо этого Людмила Алексеевна возглавляла множество международных организаций, имела бесчисленный ряд государственных наград, а также была общепризнанным амбассадором великого и могучего языка.

«Она была главным ревнителем русского языка, русской классической литературы, способствовала развитию, в том числе, и языков народов России. Она была главным языком России, если можно так сказать. Единственный человек, который позволял себе поправлять Президента Российской Федерации», – сказал доктор психологических наук, академик РАО Юрий Петрович Зинченко.

Вербицкая мечтала стать доктором для людей, однако стала лекарем для русского языка. Преодолевая один вызов судьбы за другим, ей удалось достичь невероятных высот в сфере образования, стать личным советником Президента и получить всемирное признание, до конца оставаясь главным заступником русского языка.

 

Источник