11 – 13 ноября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в рамках III Съезда Общества русской словесности прошел Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. Мероприятия съезда проходили в смешанном формате на двадцати площадках российских и зарубежных научных и образовательных организаций.
Съезд, состоявшийся в год 200-летних юбилеев Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, объединил 2495 делегатов из 59 стран и 75 субъектов Российской Федерации – учителей и преподавателей русского языка и литературы, педагогов дополнительного образования, методистов, представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений, сотрудников музеев, библиотек и издательств, деятелей культуры, представителей общественных организаций, родительского сообщества и студентов.
На пленарном заседании съезда в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова прозвучали программные выступления председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Организационного комитета съезда, заместителя председателя Общества русской словесности, ректора университета академика Виктора Антоновича Садовничего.
Съезд стал представительной дискуссионной площадкой для профессионального обсуждения состояния и перспектив развития филологического образования, развития международного сотрудничества в сфере подготовки современных педагогических кадров, формирования широкого культурно-исторического кругозора подрастающего поколения. Его программа включала работу 7 секций и 2 круглых столов, на которых были заслушаны 687 докладов по широкому кругу проблем.
Участники заседаний обсудили проблемы сохранения и развития традиций изучения русской классической литературы в современной школе, место и роль русского языка и русской литературы, родного языка и родной литературы в образовательном пространстве Российской Федерации, вопросы преподавания русской словесности в поликультурной среде и в условиях национально-русского двуязычия, направления использования технологий искусственного интеллекта в изучении и преподавании русского языка и литературы, проблемы непрерывного педагогического образования и профессионального роста учителя-словесника, исследования в области педагогики и психологии цифрового образования, состояние и перспективы преподавания русской словесности за рубежом. К обсуждению были также предложены актуальные для филологической общественности вопросы, связанные с рассмотрением языка журналистики и социальных медиа в аспекте лингвоэкологии, интеграцией музеев и библиотек в образовательное пространство современной школы.
В рамках съезда проведены педагогическая мастерская сельского учителя; молодежная дискуссионная площадка «Учитель будущего»; совместное заседание ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 Языкознание и литературоведение и ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки; открытое заседание координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ); заседание Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ); праздничное мероприятие, посвященное 80-летию филологического факультета Московского университета; две международные научно-практические конференции – «Наука о Достоевском и практика преподавания в школе и вузе: к 200-летию со дня рождения писателя» (ИМЛИ РАН) и «Изучение и преподавание русской словесности в КНР» (Пекинский педагогический университет); международная литературная игра и конкурсы, посвященные юбилеям Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, виртуальный тур по литературным музеям.