— Это значит, что мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда и зубрежка, — подчеркнула министр образования и науки Ольга Васильева на форуме «Возвращение русской классики».
На просьбу продолжить фразу из басни «Кукушка хвалит петуха за то, что…», школьники и студенты дали такие ответы : «он рано встает», «поет не очень». А когда их попросили назвать самые известные произведения Чехонте, ответы были такими: «Мцыри», «Собачье сердце».
Учитель русского языка и литературы школы 1741 Юлия Марчук не удивляется этому: «Есть проблемы с детьми, преподавателями, родителями. На каких примерах преподавать литературу? Где чеховские интеллигенты? Они же по современным представлениями неудачники!»
— Мы потеряли предметный подход. Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника, — высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева. — Есть претензии к учебникам. Одни усложнены, другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще апробация, которая будет проходить в лучших школах России. В этом году пройдут всероссийские проверочные работы. Когда мы объявили об этом, учителя сказали: а когда мы будем готовить учеников к ЕГЭ? Но ЕГЭ — лишь оценочная процедура.
Да, написать контрольную или проверочную работу сложно. Для этого надо трудиться. И, по словам министра, в школах должно измениться отношение к труду. И физическому, и интеллектуальному. «Каждой школе нужен шахматный кружок, музыкальный или хоровой ансамбль, бесплатный технический кружок. А в театре должны быть произведения, которые есть в школьной программе», — подчеркнула министр.
Как вернуть классическую литературу в школу? Как привить детям любовь к чтению? Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что стихи классиков наизусть надо учить уже в детском саду, а в школе обучать учеников осмысленному чтению.
Еще одна важная задача — синхронизация программ по гуманитарным дисциплинам.
— Школьники учат «Полтавскую битву», а по истории проходят ее через два года. Надо сделать так, чтобы эти программы совпадали, — высказал мнение ректор МГУ.
Именно по этой причине пятиклашки не понимают «Муму» Тургенева: крепостное право в школе проходят гораздо позже. И глубину стихотворения Пушкина «К Пущину» осилят далеко не все — движение декабристов по программе идет в старших классах. Садовничий считает: надо подумать над тем, чтобы объединить в высшей школе программы по русскому языку и литературе и ввести курс словесности. На этом проблемы высшей школы не заканчиваются. В педвузах, которых, к слову, осталось в России всего 28, в программах исторических факультетов нет курса старославянских языков и древнерусской литературы. Почему нет? То, что раньше будущие историки учили за пять лет, сейчас надо выучить за четыре. Старославянский язык, между прочим, очень сложный предмет, и раньше в университетах на него отводился год. Сегодня в программах педвузов много внимания уделяют новым технологиям и методике. А вот сам предмет, которому педагоги будут учить детей, иногда уходит на второй план. И что получается? По данным опросов, 75 процентов выпускников вузов, в том числе — гуманитарных, не могут назвать два произведения Пушкина.
Ирина Ивойлова
Фото — Михаил Синицын (РГ)