25–26 мая 2016 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел Съезд Общества русской словесности.
Впервые в истории России собрался столь представительный форум, посвященный русскому языку. У русского языка особая роль: он объединяет граждан нашей многонациональной страны, неразрывно связывает всех нас с многовековой русской культурой, славной историей, с богатейшими традициями русского народа.
Делегатами и гостями съезда стали видные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, общественных организаций, властных структур, студенчества и духовенства.
На съезде обсуждались вопросы, связанные с состоянием языковой культуры в стране, с укреплением статуса русского языка как государственного и как языка межнационального общения, как одного из мировых языков; говорилось о важнейшем его значении для образования и воспитания подрастающего поколения. Были обозначены ключевые векторы государственной языковой политики, которая должна обеспечить единое культурно-образовательное пространство России и развитие лучших традиций отечественного образования и культурно-просветительской деятельности.
Программа работы съезда была рассчитана на два дня.
26 мая 2016 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось пленарное заседание Съезда Общества русской словесности, в котором принял участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В своем выступлении Президент подчеркнул важность проблем, связанных с русским языком, которым уделялось меньше внимания, чем они того заслуживают. «Речь идет о сохранении – ни больше ни меньше – национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими. Но и не только в этом роль русского языка. Роль русского языка в такой многоликой, многонациональной, красивой стране, как Россия, еще и в том, чтобы создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения», – сказал глава государства. Президент выразил надежду, что Общество русской словесности как преемник Общества любителей русской словесности, созданного в 1811 году, займется популяризацией русского языка и литературы, примет участие в доработке федеральных государственных образовательных стандартов и в формировании программ образования.
С приветственным словом к присутствующим обратился и председатель Общества – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Главной целью новообразованного общества русской словесности, как и прежде, является изучение и популяризация русской литературы и русского языка, а также повышение роли филологических дисциплин в образовательном и воспитательном процессах на всех уровнях отечественной школы – от начальной до высшей. Педагогические вузы должны стать интеллектуальными и культурными центрами нашей страны. А престиж педагога должен быть сравним с престижем ученых, космонавтов, спортсменов… Вот тогда способные люди пойдут в педагогические вузы. Именно они сформируют новое поколение», – сказал Патриарх.
Соведущая пленарного заседания президент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор Людмила Вербицкая в своем докладе подчеркнула: «Общество русской словесности призвано играть роль платформы для обеспечения общественного согласия по кардинальным вопросам языковой политики и укрепления позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации и важнейшего фактора гражданской самоидентификации. Широкий общественный диалог, который будет организован и уже фактически действовал вчера на заседании рабочих групп Общества русской словесности, во многом будет содействовать этому».
На пленарном заседании выступили также председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин, министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Широкий резонанс получил доклад российского публициста, генерального директора журнала «Эксперт» Александра Привалова. «Людей надо учить говорить и писать. Учить излагать и доказывать свои мысли. И читать необходимо учить – как учат плавать, как учат слушать классическую музыку. Лучшие учителя России умеют это делать, умеют приохотить, приучить ребят к чтению. Надо, чтобы это умело большинство учителей. Педагогическое образование должно выпускать словесников, подготовленных лучше, чем прежние, просто потому, что сегодня задачи намного сложнее», – отметил он.
После дискуссии о проблемах современного языкознания и культуры речи участники заседания перешли к обсуждению основных положений резолюции съезда, в которой был сформулирован перечень приоритетных целей и задач, стоящих сегодня перед Обществом русской словесности. Текст документа будет дорабатываться в рабочем порядке.
25 мая 2016 года работа съезда проходила по секциям в Ломоносовском корпусе МГУ. Обсуждался комплекс вопросов, связанных с сохранением богатства русского языка и литературного наследия, с проблемами преподавания русского языка и литературы на всех уровнях образования. Делегаты – ректоры вузов, политические деятели, деятели культуры и искусства, ученые, преподаватели – приняли участие в дискуссиях по восьми темам (секциям):
Общество русской словесности – миссия и ответственность перед российским обществом
Модератор – В.В. Лаптев, вице-президент РАО, академик РАО, и.о. проректора по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена;
Русский язык и литература в школе
Модераторы – В.В. Кириченко, директор гимназии № 1520 им. Капцовых г. Москвы; Л.В. Дудова, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»;
Профессиональные объединения русистов в жизни общества
Модератор – А.В. Коротышев, директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы;
Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка
Модератор – А.В. Гусев, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных традиций»;
Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности
Модераторы – Б.Н. Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина; С.А. Шаргунов, писатель, журналист, общественный деятель;
Фундаментальные исследования в области русского языка
Модераторы – В.А. Тишков, член президиума РАН, академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; М.Л. Каленчук, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспективы развития
Модераторы – М.Ю. Лаврикова, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук; Л.А. Цветкова, директор центра экспертиз СПбГУ, первый вице-президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор;
Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве
Модераторы – Т.В. Кортава, проректор, начальник управления профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью МГУ им. М.В. Ломоносова; Н.Л. Шубина, декан филологического факультета СПбГУ, доктор филологических наук, профессор, член экспертного совета ВАК по филологическим наукам и искусствоведению.
Итоги работы секций были подведены модераторами во второй части пленарного заседания 26 мая.