В Сочи 16-17 октября 2017 года состоялся IV Международный педагогический форум – уже традиционное мероприятие, объединяющее преподавателей русского языка и литературы школ, вузов, учреждений дополнительного образования, научных центров России и зарубежья. В этом году лекции, секционные заседания, мастер-классы и конкурсная программа форума были объединены темой «Текст культуры и культура текста».
«Интеллектуальная площадка» — именно так называют проводимый вот уже четвертый раз форум его организаторы и участники. Отличительная особенность мероприятия – в его утилитарной направленности: сюда приезжают, чтобы найти решения тем актуальным педагогическим проблемам, с которыми русисты ежедневно сталкиваются в своей работе. На каждом из форумов принимаются постановления, над которыми ведется работа в течение последующего года; именно поэтому в центр внимания каждого последующего года обязательно попадают итоги предыдущего.
Организаторами Форума выступили Российское общество преподавателей русского языка и литературы, Общество русской словесности, Российская академия образования, фонд «Русский мир», Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский педагогический государственный университет, Ассоциация преподавателей живых языков (FIPLV). В форуме приняли участие представители 32 стран мира, 60 регионов России, более 600 участников из 200 научных, образовательных и культурно-просветительских учреждений.
«Исходной точкой» для педфорума стало пленарное заседание, на котором прозвучал доклад члена-корреспондента Российской академии наук, профессора В.М. Алпатова о языковой политике в России. Второй докладчик, вице-президент МАПРЯЛ и профессор Хельсинкского университета Арто Мустайоки рассказал собравшимся об особенностях функционирования русского языка как lingua franca за рубежом.
Дальнейшая работа форума была организована по секциям: «Текст культуры и культура текста»; «Билингвальное образование в России и за рубежом: история и перспективы»; «Система подготовки и аттестации учителя-словесника»; «Словари и современная языковая норма»; «Русский язык в международном образовательном пространстве». Отдельные дискуссионные площадки в формате «круглых столов» были посвящены темам преподавания русского языка в условиях мультилингвизма, межкультурного диалога, сочетанию традиционных и инновационных средств в обучении русскому языку, функционированию научно-методических журналов по русскому языку и литературе, а также социолингвистическим исследованиям в области русского языка. Большой интерес у собравшихся также вызвал «парад педагогических проектов», проводимых Ассоциацией учителей литературы и русского языка.
Участники форума сошлись во мнении о том, что система школьного филологического образования текстоцентрична: именно тексты являются главным инструментом обучения и воспитания, и их необходимо рассматривать как способ сохранения «культурных кодов» для воспитания подрастающих поколений, совершенствования их литературного кругозора. Роль научно-популярного текста в учебном процессе должна быть расширена; передача знаний должна осуществляться в рамках модели «от читающего и пишущего учителя-словесника – к читающему и пишущему ученику». Стимулировать творческую активность педагогов на данном направлении могут как частные инициативы (гранты, конкурсы), так и системные – например, открытие диссертационных советов по методике преподавания литературы, совершенствование методической культуры учителей по работе с материалами словарей, в том числе электронных.
В ходе обсуждений проблем преподавания русского языка в билингвальной среде педагоги из регионов России отметили важную функцию русского языка, состоящую в социализации молодежи и развитии у них когнитивных представлений об окружающем мире, общественном и духовном опыте предыдущих поколений, современном обществе, уровне и перспективах его технологического развития. Зарубежные русисты обратили внимание на значение культурно-исторического подхода, предложенного Л.С. Выготским, в процессе распространения русского языка: внимание при составлении программ преподавания русского языка, разработке учебной литературы и организации учебного процесса следует уделять языку как культурному коду, источнику развития личности. Представители высшей школы России сошлись во мнении, что необходимо установить единые требования к зарубежным абитуриентам, поступающим в российские вузы: в частности, сертификационные замеры уровня языка должны быть дополнены новой градацией, связанной с языком специальности (например, пороговый уровень языковой компетенции «B1» может быть модифицирован в уровень «B1+»).
Отдельное внимание в рамках дискуссий форума было уделено вопросу укрепления позиций русского языка в мире. Вновь было озвучено мнение о необходимости улучшения взаимодействия всех государственных и общественных организаций, действующих в сфере распространения русского языка и культуры за рубежом; координирующую роль в этом процессе может играть Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, основанная 50 лет назад и на сегодняшний день объединяющая свыше 200 академических центров и педагогов-русистов в 70 странах.
Особо отмечены на педагогическом форуме были и школьники, проявляющие особый интерес к русской словесности. Совместно с образовательным центром «Сириус» организаторы Педфорума провели заседание молодежной секции. В рамках секции 250 учащихся из 64 регионов России смогли принять участие в театральном проекте, проявили себя в одном из жанров литературного творчества, создав авторский текст, посвященный проблемам романтизма как художественного метода в литературе и искусстве. Кроме того, учащиеся познакомились с методиками социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями, прослушали цикл лекций по литературе, стали участниками мастер-классов и литературных семинаров. По мнению организаторов секции, участие в этих мероприятиях помогло учащимся найти сферу жизненной самореализации и в перспективе позволит им разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.
Наряду с обсуждением текущих вопросов, участники мероприятия сформулировали предложения в повестку дня следующего педагогического форума. Делегаты форума пришли к консолидированному выводу о том, что в дальнейшей концептуальной проработке нуждаются такие вопросы, как дошкольное образование детей в области русского языка и литературы, методика обучения учащихся написанию сочинения, подходы к развитию русских школ за рубежом, онлайн-обучение русскому языку и литературе, содержание учебных программ по филологическим специальностям вузов, современная языковая норма, новые словари и их использование в образовательном процессе, а также разработка и внедрение программ детского и юношеского чтения.
Неотъемлемым компонентом содержательной программы каждого педагогического форума является конкурс педагогических проектов. В этом году на суд экспертов были представлены инициативы, выполненные тандемами «учитель – ученик». К очному туру конкурса было допущено 40 проектов в 4 номинациях: «человек читающий», «русский язык и риторика», «преподавание русского языка в условиях мультилингвизма», «культурно-просветительские мероприятия и пособия по русистике». Дипломы победителям конкурсной программы вручал специальный гость Педфорума — председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, председатель Правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов.